Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности: Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В целях повышения эффективности работы по формированию функциональной грамотности обучающихся руководителям общеобразовательных организаций:
- ознакомиться с руководством пользователя информационной системой «Функциональная грамотность» по обеспечению педагогов электронным банком заданий для оценки функциональной грамотности;
- использовать в работе ссылку на электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/;
- провести организационно-методическую работу с педагогами общеобразовательных организаций Кемеровского муниципального округа по использованию электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности;
- ежедневно вносить данные в таблицу по количеству учителей, использующих электронный банк заданий для оценки ФГ
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (утвержденном приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413) указывается, что в рамках обучения математике (базовый уровень) необходимо добиться у учащихся сформированности представлений о роли и месте математики в современной научной картине мира; понимания математической сущности; понимания роли математики в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач. Что же значит это вроде бы знакомое и далеко не знакомое словосочетание «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Форма инновационного продукта: банк заданий для учащихся по формированию и развитию функциональной грамотности по биологии и химии
Область применения инновационного продукта: современная инфраструктура образовательной организации, включающая все группы учащихся
Общее описание инновационного продукта: ключевые положения, глоссарий:
естественнонаучная функциональная грамотность, работа с текстом, составление схем и таблиц, формулирование вопросов, нахождение ключевых слов, основных понятий, нахождение смысловых частей, выбор верных утверждений, нахождение ошибок в тексте
Формирование функциональной грамотности у школьников: сложности с освоением теоретического и практического материала. Успешное обучение учащихся без формирования функциональной грамотности в общеобразовательной школе становится невозможным.
Цель: создание банка заданий по биологии, направленных на формирование естественнонаучной функциональной грамотности, который обеспечивает использование естественнонаучных знаний в жизненных ситуациях.
Задачи:
- изучение теоретического материала о развитии естественнонаучной функциональной грамотности на уроках биологии;
- создание банка заданий по биологии, направленных на формирование естественнонаучной грамотности учащихся;
- описание опыта применения различных технологий;
- развитие мышления, внимания и мировоззрения;
- формирование познавательной активности и учебной самостоятельности;
- повышение мотивации и интереса к учению;
- развитие коммуникативных навыков;
- осуществление просветительской работы среди родителей и учителей.
Продукт включает пояснительную записку и банк заданий, направленных на формирование естественнонаучной функциональной грамотности школьников
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта:
- Наглядные материалы
- Серия тематических тетрадей:
- Сборник эталонных заданий. Естественнонаучная грамотность. Выпуск 1.
- Сборник эталонных заданий. Естественнонаучная грамотность. Выпуск 1.
Технология внедрения инновационного продукта:
Реализация идей инновационного продукта – активизация мыслительной деятельности, формирование и развитие познавательного интереса к предмету, создание комфортных условий обучения, которые позволяют учащимся найти свои интеллектуальные возможности, решение контекстных задач для применения и развития знаний при решении проблем, способных возникать в реальной жизни.
Учитель при составлении банка заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, может брать определенную тему раздела. Благодаря автономности и выборочности использования разделов, вариативности количества заданий создаются возможности для оказания помощи максимально большему количеству учеников. Параллельно осуществляется работа по развитию памяти, внимания, мышления, мировоззрения, отработке умений и навыков.
Проблема функциональной грамотности и развития речи учащихся является одной из самых актуальных в современной методике русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения.
Функциональная грамотность, развитость речи - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта. Этого можно достичь эффективными методами, которые позволят нам содействовать развитию личности успешного школьника, формировать жизненную самостоятельность,совершенствовать духовно-нравственные потребности, гуманное отношение к окружающим.
https://uprobr.ucoz.ru/news/funkcionalnaja_gramotnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2021-12-12-10946
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся школ КМО, на 2022 – 2023 учебный год
Цель: создать условия для формирования и оценивания функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой; креативного мышления; глобальных компетенций) обучающихся.
Задачи:
- Развитие системы методической поддержки педагогов школы по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.
- Создание условий, обеспечивающих внедрение в учебный процесс заданий для формирования и оценки функциональной грамотности из открытого банка, разработанного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». (Рассмотрение теоретических аспектов процесса формирования функциональной грамотности. Выявление возможности активизации межпредметных связей как условия формирования функциональной грамотности обучающихся).
- Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
План включает в себя систему мер по следующим направлениям:
- методическое сопровождение педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся;
- организация повышения квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся;
- участие в оценке функциональной грамотности обучающихся;
- организационное, информационное обеспечение и управление формированием функциональной грамотности обучающихся.
№ | Мероприятие | Срок исполнения |
Результаты | Ответственные |
---|---|---|---|---|
1. Методическое сопровождение педагогов по вопросам формирования
функциональной грамотности обучающихся |
||||
1.1 | Назначение ответственного за вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся | Сентябрь 2022 года | Педагоги принимают участие в вебинарах/семинарах. Участники ознакомлены с банком заданий и возможностями его использования в практике; включение заданий по формированию и оценке функциональной грамотности в учебные занятия. | |
1.2 | Разработка и утверждение локальных актов, обеспечивающих реализацию плана по формированию функциональной грамотности учащихся | Сентябрь 2022 | Комплекс утверждённых локальных актов | АКМО,ОО |
1.3 | Разработка и утверждение плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год | Сентябрь 2022года - июнь 2023 года | Методические рекомендации по реализации плана | АКМО,ОО |
1.4 | Актуализация планов работы методических служб, формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся | Октябрь 2022 года | ||
2. Рабочие программы учебных предметов-инструмент повышения качества образования | ||||
2.1 | Курсы повышения квалификации по функциональной грамотности учителей, работающих в 8-9 классах | В течение года | Определены дефициты педагогов ОО в области владения и формирования функциональной грамотности у обучающихся | ОО |
3. Разработка или адаптация фонда тренировочных материалов, текущих проверочных работ, включающих задания по формированию функциональной грамотности | ||||
3.1 | Разработка методических рекомендаций по организации урока(направленных на формирование функциональной грамотности | ноябрь 2022 года | Методические рекомендации | ТГРП, ИМЦ |
3.2 | Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся | Январь-март 2023 года | Бланк межпредметных технологий, заданий, проверочных работ для формирования функциональной грамотности | Руководителя ТГРП, Учителя-предметники |
4. Системная трансляция инновационного опыта редагогов в области развития и оценки формированием функциональной грамотности обучающихся | ||||
4.1 | Курсы повышения квалификации:-повышении квалификации учителей в рамках ФП «Современная школа» по формированию функциональной грамотности обучающихся. | В течение года | Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана | |
4.2 | Проведение открытых уроков, внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности. | Февраль-Март 2023 года | ИМЦ, ОО | |
4.5 | Внедрение в образовательный процесс разработанного материала из открытого банка заданий и технологий с целью формирования функциональной грамотности. | Январь-апрель 2023 года | ИМЦ, ОО | |
4.6 | Организация курсовой подготовки педагогов. | По плану | ИМЦ | |
4.7 | Олимпиады: -участие обучающихся ОУ в федеральных и региональных олимпиадах по формированию функциональной грамотности. | В течение года | Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана | ТГРП, Педагоги-предметники |
4.8 | Обобщение инновационного опыта педагогов школы и представление опыта на заседаниях методических объединений. | Март-апрель 2023 года | Руководители ТГРП, ИМЦ | |
5. Обновление форм внеурочной деятельности | ||||
5.1 | Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности разных возрастных групп под руководством педагогов | В течение года | Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций учащихся | Руководители ТГРП, ИМЦ |
6. Мониторинг достижений учащихся | ||||
6.1 | Проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности | Апрель 2023 года | Аналитическая справка по результатам уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6-8 классов | Руководители ТГРП, ИМЦ |
7. Информационно-просветительская работа с родителями | ||||
7.1 | Общешкольные родительские собрания «Метапредметные результаты ФГОС в контексте международного исследования PISA». Запуск информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на сайте школы. | Октябрь 2022 | Информирование участников образовательного процесса по вопросам реализации плана формирования функциональной грамотности школьников | Руководители ТГРП, ИМЦ |
7.2 | Диагностика ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировки в рабочие программы. | Июнь-август 2023 года | Аналитическая справка по результатам диагностики, составление программы по дальнейшему курсу. | Руководители ТГРП, ИМЦ |