Муниципальные управленческие механизмы оценки качества образования
Механизмы управления качеством образования

Гарантия качества предоставления образовательных услуг образовательными организациями, а также возможность управления качеством в системе образования решается, в первую очередь, путем использования результатов оценки качества на основе данных мониторинговых исследований.

Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся, оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательную систему во всех направлениях ее деятельности и используя в комплексе возможности мониторинговых исследований, которые позволяют получить объективную и достоверную информацию о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества муниципальной системы образования и причинах, влияющих на уровень качества.

Такой системный подход к оценке качества формирует информационную основу для управления образованием и предоставляет необходимую информацию участникам образовательных отношений, обществу и его институтам для оценки степени соответствия.

Муниципальные управленческие механизмы оценки качества образования

Муниципальные управленческие механизмы оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку личностных, предметных и метапредметных достижений обучающихся на всех уровнях образования, результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования округа, состояния и эффективности деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории округа, эффективности и результативности муниципальной образовательной системы и механизмов управления качеством образования в округе.

Цель МСОКО

Целью МСОКО является получение, распространение и использование субъектами МСОКО актуальной, достоверной и объективной информации об образовательных результатах обучающихся, о состоянии и результатах образовательной, воспитательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений по повышению качества образования.

Задачи МСОКО
  • сформировать единые подходы к оценке качества образования в округе в рамках единой системы оценки качества образования (далее - ЕСОКО);
  • создать сбалансированную систему мониторинговых исследований в сфере образования;
  • разработать, сформировать и внедрить критериальную базу для осуществления оценочных и аналитических процедур на разных уровнях оценивания (уровень индивидуальных достижений обучающихся, уровень руководящих и педагогических работников образования, уровень деятельности образовательных организаций, уровень муниципальной системы образования);
  • сформировать экспертное сообщество, участвующее в различных формах общественной и педагогической, в том числе независимой экспертизы и оценки качества образования;
  • создать условия для государственно-общественной оценки качества образования;
  • сформировать у участников образовательных отношений позитивное отношение к объективной оценке образовательных результатов;
  • повысить заинтересованность всех участников образовательных отношений в получении объективной информации о качестве подготовки обучающихся по образовательным программам общего образования и среднего профессионального образования, в совершенствовании образовательной деятельности и улучшении ее результатов;
  • удовлетворить потребности субъектов образования в объективной информации о состоянии и развитии системы образования округа;
  • сформировать механизмы управления качеством образовательных результатов (достижений) в части систем:
    • оценки качества подготовки обучающихся на уровнях общего и дополнительного образования, в том числе обеспечение объективности процедур оценки качества образования и создание условий для формирования и функционирования объективной внутренней оценки качества образования (далее - ВСОКО) в каждом образовательной организации округа;
    • работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, в том числе создание условий для формирования и реализации системы профилактики учебной неуспешности в каждом образовательной организации округа;
    • выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, в том числе у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
    • работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
  • сформировать механизмы управления качеством образовательной деятельности в части систем:
    • мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций;
    • обеспечения профессионального развития педагогических работников;
    • организации воспитания и социализации обучающихся;
    • мониторинга качества дошкольного образования.
Принципы МСОКО

Принцип перспективности. При формировании системы управления качеством образования, а также при дальнейшем её функционировании и развитии необходимо учитывать перспективы отрасли в целом и перспективы развития образовательной системы каждого уровня - в частности.

Принцип оперативности. Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления качеством образования, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения.

Принцип сочетания прямой и обратной связи. Взаимное влияние управляющей и управляемой подсистем на основе систематического обмена информацией между ними. Наличие информационных связей позволяет оперативно вносить коррективы в цели, содержание, формы и методы управления качеством образования.

Принцип цикличности управления. Повторяемость процесса осуществления целостной системы целенаправленных, взаимодействующих управленческих функций, выполняемых одновременно или в некоторой логической последовательности.

Принцип адаптивности (гибкости). Приспособление системы управления качеством образования к изменяющимся целям и условиям образовательной системы.

Принцип целостности. Система управления качеством образования является целостной, ее компоненты существуют благодаря существованию целого.

Принцип системной вложенности. Управление качеством образования представляет собой сложную систему, являющуюся подсистемой метасистемы образования.

Принцип управляемости. Эффективность системы управления качеством образования определяется законами целесообразного и оптимального управления и самоуправления.

Принцип кооперативности. При совместном действии отдельные процессы и подсистемы образовательной системы оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип опережающего реагирования на информацию. Образовательная система реагирует не в ответ на важное для её существования воздействие, а на опережающий его информационный признак - сигнал, который анализируется на основе предшествующего опыта.

Структура МСОКО

МСОКО включает следующие направления:

  1. Механизмы управления качеством образовательных результатов:
  2. Механизмы управления качеством образовательной деятельности:
Объекты МСОКО. Механизмы управления объектами МСОКО

Объектами МСОКО являются:

  • качество подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • результаты работы со школами с низкими результатами обучения и(или) школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
  • результаты работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
  • результаты работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
  • эффективность деятельности руководителей образовательных организаций;
  • качество обеспечения профессионального развития педагогических работников;
  • качество организации воспитания обучающихся;
  • эффективность деятельности учреждений дошкольного образования.

Механизмы управления представляют совокупность управленческих действий, обеспечивающих реализацию полного управленческого цикла в отношении объекта МСОКО. Полный управленческий цикл включает в себя:

  • постановку и обоснование целей;
  • определение муниципальных показателей оценки состояния системы, выбор методов сбора и обработки информации;
  • проведение мониторинга состояния системы по утвержденным показателям;
  • проведение анализа результатов мониторинга;
  • разработка адресных рекомендаций;
  • разработка и принятие комплекса мер и мероприятий, направленных на совершенствование направления МСОКО;
  • принятие управленческих решений;
  • проведение анализа эффективности принятых управленческих решений, комплекса мер, мероприятий.

Управленческий цикл представляет собой комплекс поэтапно выполняемых действий, закрепленных в соответствующих документах, направленных на выявление дефицитов при помощи конкретных инструментов, а также их устранение при помощи конкретных мер, разработанных на основе этих дефицитов.